Как считают эксперты, украинский мебельный рынок является одним из наиболее перспективных рынков в стране.
Судите сами, только за последние 5 лет мебельное производство у нас увеличилось более чем в 3 раза.
Среднегодовой прирост в размере 25%-30% производства эксперты объясняют тем, что у отечественного производителя есть все предпосылки для успешной работы: собственное сырье и материалы, необходимые для производства; удачное географическое положение, позволяющее ориентироваться на внешние рынки; рост покупательской способности и строительный бум в нашей стране.
В мебельной отрасли интенсивно развивается предпринимательство и малый бизнес. Только по официальной статистике в Украине производством мебели занимаются около 2 тыс. предприятий.
Но в мебельном сегменте страны работает также большое количество незарегистрированных производителей. Таким образом, общее количество субъектов рынка составляет около 250 средних и крупных производителей, и порядка 4000 мелких. На последние приходится около 20% от общего объема производства.
Если апеллировать все к тем же цифрам, то в мебельной отрасли работает 3% трудоспособного населения (а это ни много, ни мало — более 450 тыс. человек). Продажей мебели и комплектующих к ней занимаются более 8000 магазинов и частных предприятий, оборудование для производства мебели в Украине продают около 120 компаний.
Впрочем, говоря о росте производства нельзя не упомянуть о качественном развитии отрасли.
В последние годы повысился уровень мебельного дизайна, предприятия расширяют свои возможности в связи с приобретением новых производственных площадей, закупают высокотехнологичное оборудование ведущих мировых марок для деревообработки, раскроя и пошива.
В чем сила, производитель?
Стабильные темпы роста позволяют украинским производителям мебели наращивать экспортный потенциал.
Потребителями украинской мебели являются более 50 стран мира, среди которых Россия, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Австрия, Швеция и другие.
80% всего украинского экспорта принадлежит двум компаниям — «Новый стиль групп» (Харьков) и «АРТ Металл Фурнитура». В целом же уровень экспорта составляет порядка 450 млн. долларов. Однако, как утверждают эксперты, этот показатель мог бы быть выше в несколько раз.
Иностранные компании осознают масштабы ликвидности мебельной продукции Украины и все больше инвестируют в нее средств. За последние 5 лет украинская мебельная отрасль получила более 0 млн. иностранных инвестиций, а некоторые крупные зарубежные компании заявили о своем намерении инвестировать в развитие отрасли Украины еще 0 млн. Таким образом, общий объем инвестиций в мебельную промышленность в ближайшие 2-3 года составит около $ 1 млрд.
Однако зарубежные инвесторы, не знающие «кто есть кто» на украинском мебельном рынке, как правило, ищут деловых партнеров в первую очередь через специализированные ассоциации.
Кроме того, во всем мире распространена практика решения проблем предпринимателей путем объединения в ассоциации.
К примеру, в США насчитывается около 3341 бизнес-ассоциаций, в Польше — 1285, в Чехии более 1000. В нашей стране функционируют две ассоциации мебельщиков, но даже в них сконцентрирована меньшая часть производителей и продавцов мебели. Пока?
Ассоциация как она есть Производители и продавцы мебели не всегда знают, для чего создаются профильные бизнес-ассоциации и какими преимуществами они дают. На примере «Украинской Ассоциации Мебельщиков» (УАМ), которая функционирует уже 5 лет, рассмотрим главные преимущества членства в ней.
Профильная бизнес-ассоциация — это, в первую очередь, объединения усилий компаний, работающих в мебельной отрасли, защита и лоббирование их прав и интересов. В уставе организации есть пункт, в котором обозначено основное понятие ассоциации: «Это добровольное, независимое, некоммерческое объединение предприятий, организованное на основе равноправия, свободного волеизъявления и единства экономических, юридических, социальных и других интересов своих членов».
Среди приоритетных задач, которые призвана решать Ассоциация, можно очертить следующие. УАМ содействует созданию и развитию инфраструктуры рынка производства мебели в Украине.
То есть она занимается изучением и ознакомлением своих членов с передовым опытом отечественных и зарубежных компаний.
Сюда входит: просветительская деятельность, проведение семинаров для членов Ассоциации, участие в конференциях, семинарах и других мероприятиях по вопросам развития рынка мебели, а также сотрудничество с другими организациями и объединениями, которые работают на рынке мебели, в том числе с международными.
УАМ также распространяет через средства массовой информации образовательной информации о рынке мебели.
К слову, сейчас готовится серия буклетов «Территория качества», благодаря которым будет осуществляться некий «ликбез» для населения.
Уже запланировано распространение буклетов этой серии: «Как правильно выбрать диван?», «Как правильно выбрать стол?», «Как правильно выбрать стул» и другие.
Любопытен тот факт, что не каждый производитель или продавец мебели может стать членом ассоциации. В случае, если у остальных членов УАМ есть претензии к качеству продукции и ведению бизнеса будущими членами, только после ликвидации этих претензий они могут быть причисленными к ассоциации.
Все действующие члены Украинской ассоциации мебельщиков получают возможность решения их вопросов на государственном уровне; участия в профильных выставках и размещения рекламы в профильных журналах на специальных условиях; повышения профессионального уровня сотрудников на тренингах, мастер классах, семинарах, организуемых УАМ бесплатно или со скидками; получении льгот на ведения бизнеса (правда за это от вас требуется единоразовый вступительный (около 500 у. е.) и ежемесячные взносы (в районе 100 у. е.)).
Скажем "да!" добросовестной конкуренции
Для консолидации усилий добросовестных компаний мебельной отрасли, которыми являются члены УАМ, для обеспечения высокого качества профессиональной деятельности был создан Кодекс чести члена украинской мебельной ассоциации.
Кодекс призван способствованию предотвращения и профилактики конфликтов, которые могут возникнуть по отношению к коллегам по цеху, клиентам, работникам предприятий.
В нем обозначены принципы внутренних отношений членов УАМ (добросовестная конкуренция, взаимопомощь, неразглашение конфиденциальной информации, корпоративная солидарность), взаимоотношений с клиентами (забота о качестве, о договорных и финансовых обязательствах), со сотрудниками (уважительное отношении к персоналу, избежание давления на сотрудников), взаимоотношения с внешним миром (работа на благо общества, забота об окружающей среде, благотворительность).
В Украине, как правило, подобные кодексы не работают, но хотелось бы верить, что обозначенные в этом же кодексе санкции за нарушения все же будут иметь влияние на членов ассоциации для дальнейшей качественной работы европейского образца.
Журнал "От А до Я Недвижимость"